katherine-kinn (
katherine_kinn) wrote2011-06-29 09:09 am
О фанфиках
Слово это залетело к нам из англоязычного интернета уже в самом конце 90-х. До того толкинисты, например, свои писания на толкиновские темы именовали апокрифами. И слово "фэндом" прилагалось к сообществу любителей фантастики, а толкинисты были просто толкинисты, никакой не фэндом.
Точный перевод слова "фэндом" - "фэнство", "сообщество поклонников". Однако на наших интернет-просторах оно приобрело другое значение - сообщество людей, пишущих и читающих фанфики по книге/фильму/сериалу. "Мой фэндом - "Блич". - "А я ушла из поттерофэндома, больше не пишу гарридрак, я теперь пишу по СПН".
Фанфик - это fanfiction, творчество фэнов по мотивам чего-либо. Чем фанфик отличается от вторичного текста вообще? В чем, проще говоря, отличие между парой "Илиада"-"Энеида" и книжками о Гарри Поттере и фанфиками о нем же?
С точки зрения типологии текстов различий нет. То же самое использование места и времени действия, антуража, персонажей, те же самые приемы использования заимствованного.
Разница в том, что фанфик - явление не литературное, а социально-культурное. В фанфике главное не источник и не соотношение вторичного текста с оригиналом, а то, какую функцию этот текст исполняет. Функций таковых две: коммуникативная и когнитивная. То есть фанфик - это форма размышлений фанфикописца над оригиналом и способ коммуникации с другими поклонниками того же самого оригинала. Доказательство этому я вижу в существовании так называемых "ориджиналов" - то есть оригинальных, написанных без явных заимствований текстов, которые, тем не менее, считаются внутрифэндомными (при этом литература воспринимается как нечто внешнее по отношению к фанфикам и ориджиналам). Вторичность и оригинальность текста - это критерии литературные, а вот принадлежность текста к группе текстов определенного круга людей - явление социокультурное.
Понятно, почему для фанфиков как вида текстов существует классификация, в каждом фэндоме дополненная своими условными обозначениями по именам героев, по шаблонным сюжетным ходам, - это коммуникационный код для отбора "своих" текстов. Например: "Снейджер, Гермиона за лето сильно изменилась".
Коммуникация посредством фанфиков может быть свободной - человек пишет фанфик, публикует его в сети, получает на него отзывы. А может быть формализованной - в виде турнира или феста, когда от фанфикописцев требуется написать текст на заданную тему с заданными персонажами, в определенном объеме и с использованием определенных приемов.
Очень хорошо функциональность фанфиков видна в толкиновском фэндоме, где наслоились две традиции вторичного творчества. То, что толкинисты со стажем увлечения более 10 лет (то есть пришедшие по конец 90-х включительно) именуют апокрифами, разительно отличается от того, что называется фанфиками. Достаточно зайти хотя бы в Библиотеку Тол-Эрессэа или в Каминный Зал Арды-на-Куличках, чтобы в этом убедиться. Для сравнения можно глянуть в пресловутый толкиновский драббл-фест. О тонкостях этой разницы мы еще поговорим. Свидетельство же ее существования - стихи. "Апокрифическая" традиция толкинистов порождала и порождает стихи на толкиновские темы, "фанфиковая" - только прозаические тексты.
К "апокрифической" традиции примыкает тусовочная повесть - главное отличие ее от собственно апокрифа в том, что это а) не вторичный текст, б) ее темой является не мир Толкина, а мир тусовки толкинистов и ролевиков. Функция тусовочной повести - рефлексия фэнов, то есть портрет и зеркало тусовки. В "фанфиковой" традиции, не только толкинистской, я подобного жанра не знаю. Фэндомы рефлексируют себя другим способом - точнее, как сообщества, как группы людей, они этого вообще не делают. Например, сколько я ни искала по гаррипоттеровским сайтам и сообществам, но ничего, что было бы похоже на повести о жизни тусовки, я не нашла.
Продолжение о двух функциях фанфика и значении вторичных текстов, надеюсь, последует.

Точный перевод слова "фэндом" - "фэнство", "сообщество поклонников". Однако на наших интернет-просторах оно приобрело другое значение - сообщество людей, пишущих и читающих фанфики по книге/фильму/сериалу. "Мой фэндом - "Блич". - "А я ушла из поттерофэндома, больше не пишу гарридрак, я теперь пишу по СПН".
Фанфик - это fanfiction, творчество фэнов по мотивам чего-либо. Чем фанфик отличается от вторичного текста вообще? В чем, проще говоря, отличие между парой "Илиада"-"Энеида" и книжками о Гарри Поттере и фанфиками о нем же?
С точки зрения типологии текстов различий нет. То же самое использование места и времени действия, антуража, персонажей, те же самые приемы использования заимствованного.
Разница в том, что фанфик - явление не литературное, а социально-культурное. В фанфике главное не источник и не соотношение вторичного текста с оригиналом, а то, какую функцию этот текст исполняет. Функций таковых две: коммуникативная и когнитивная. То есть фанфик - это форма размышлений фанфикописца над оригиналом и способ коммуникации с другими поклонниками того же самого оригинала. Доказательство этому я вижу в существовании так называемых "ориджиналов" - то есть оригинальных, написанных без явных заимствований текстов, которые, тем не менее, считаются внутрифэндомными (при этом литература воспринимается как нечто внешнее по отношению к фанфикам и ориджиналам). Вторичность и оригинальность текста - это критерии литературные, а вот принадлежность текста к группе текстов определенного круга людей - явление социокультурное.
Понятно, почему для фанфиков как вида текстов существует классификация, в каждом фэндоме дополненная своими условными обозначениями по именам героев, по шаблонным сюжетным ходам, - это коммуникационный код для отбора "своих" текстов. Например: "Снейджер, Гермиона за лето сильно изменилась".
Коммуникация посредством фанфиков может быть свободной - человек пишет фанфик, публикует его в сети, получает на него отзывы. А может быть формализованной - в виде турнира или феста, когда от фанфикописцев требуется написать текст на заданную тему с заданными персонажами, в определенном объеме и с использованием определенных приемов.
Очень хорошо функциональность фанфиков видна в толкиновском фэндоме, где наслоились две традиции вторичного творчества. То, что толкинисты со стажем увлечения более 10 лет (то есть пришедшие по конец 90-х включительно) именуют апокрифами, разительно отличается от того, что называется фанфиками. Достаточно зайти хотя бы в Библиотеку Тол-Эрессэа или в Каминный Зал Арды-на-Куличках, чтобы в этом убедиться. Для сравнения можно глянуть в пресловутый толкиновский драббл-фест. О тонкостях этой разницы мы еще поговорим. Свидетельство же ее существования - стихи. "Апокрифическая" традиция толкинистов порождала и порождает стихи на толкиновские темы, "фанфиковая" - только прозаические тексты.
К "апокрифической" традиции примыкает тусовочная повесть - главное отличие ее от собственно апокрифа в том, что это а) не вторичный текст, б) ее темой является не мир Толкина, а мир тусовки толкинистов и ролевиков. Функция тусовочной повести - рефлексия фэнов, то есть портрет и зеркало тусовки. В "фанфиковой" традиции, не только толкинистской, я подобного жанра не знаю. Фэндомы рефлексируют себя другим способом - точнее, как сообщества, как группы людей, они этого вообще не делают. Например, сколько я ни искала по гаррипоттеровским сайтам и сообществам, но ничего, что было бы похоже на повести о жизни тусовки, я не нашла.
Продолжение о двух функциях фанфика и значении вторичных текстов, надеюсь, последует.


no subject
no subject
(no subject)
no subject
no subject
no subject
подожди, а ориджинал - это разве не "внешнее" произведение, которое вбрасывается в фэндом с предложением писать по нему фанфики?
no subject
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
Кстати, впервые слышу, что ориджиналы - внутрифэндомное явление. Если герои, черты мира или ходы сюжета не позаимствованы (не напрямую, понятно) из какого-то другого произведения, то вряд ли можно зачислить ориджинал в рамки какого-то фэндома. Это самостоятельное литературное произведение. А если заимствованы... впрочем, полно литературы, где так и есть, и ничего, так что тут рассматривать надо.
То есть, понятно, что автор ориджа чаще всего ещё и состоит в каком-то фэндоме, и пишет там тоже, и его аудитория будет принадлежать в основном к этому фэндому (или нескольким), потому что они вообще его читают. Но сам текст, имхо, будет самостоятелен.
no subject
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
no subject
- Первое, что приходит на ум, - рпс. Правда, дальнейшие рассуждения разводят эти поджанры.
> Функция тусовочной повести - рефлексия фэнов, то есть портрет и зеркало тусовки. В "фанфиковой" традиции, не только толкинистской, я подобного жанра не знаю. Фэндомы рефлексируют себя другим способом - точнее, как сообщества, как группы людей, они этого вообще не делают. Например, сколько я ни искала по гаррипоттеровским сайтам и сообществам, но ничего, что было бы похоже на повести о жизни тусовки, я не нашла.
- Я много раз натыкалась на тексты типа "вы поклонник этого фэндома, если" или "что делать героям, если они оказались в текстах такого-то", или даже "встретился [слэш]-автор и герой исходника". Функция, как я понимаю, та же, что и у тус. повести (ни одной не читала, поэтому представляю себе их только с ваших слов), но, конечно, о целостности произведений речи не идет.
no subject
** - Я много раз натыкалась на тексты типа "вы поклонник этого фэндома, если" или "что делать героям, если они оказались в текстах такого-то", или даже "встретился [слэш]-автор и герой исходника". Функция, как я понимаю, та же, что и у тус. повести (ни одной не читала, поэтому представляю себе их только с ваших слов), но, конечно, о целостности произведений речи не идет.
Нет, это юмористические и пародийные вщеи, они иблизко не лежат к тусвочным повестым. Примеры тусовочных повестей можно натйи вот здесь: http://eressea.ru/library/differ/fandom.shtml. Там все подряд, но представление о сути явления вполне дают "Данька" Анарэдэль, "Повесть о каменном хлебе" Миримэ, "О Рыжем и Полосатом" НИнквэнаро.
(no subject)
(no subject)
no subject
Поветрие пошло со стороны "Тириона", но если в "Тирионе" это было разумно, с понятием и без уезда крыш, то все эти девочки Первого, Второго и Третьего Дома ведут себя примерно так же, как идейные Светлые и Темные начала 90-х. Те же буквально паттерны поведения. ТОлько темносветлые пислаи чаще стихи и песни, а тут фанфики пишут.
По сути же это обыкновенное фанатство - кто-то фанатеет по футболистам, кто-то по поп-певцам, а кто-то - по "лордам".
Кстати, "феанорица с сыновьихами" - это еще 93-й год, и таких компаний было не одна и не две.
кстати, я среди этих "верных" что-то не встречала ни "верных Гиль-галада", ни "верных Тингола", ни "Верных Галадриэли". Видимо, потому что нельзя повтыкать на страшные таргедии и ужасную Коятву. котоаря оправдывает ну буквально все. Постоять в байронической позиции.
Понятно. Спасибо.
Комментарий удалил сам, переформулировал...
no subject
я бы, может быть, скорее говорила о _специфике_ коммуникативной и когнитивной функций - их ориентации на фэндом и на оригинал соответственно (как вы и пишете), потому что сами по себе эти функции, особенно вторая, очень важны и для высокого искусства.
еще в фанфикшне, как мне кажется, особенно важна гедонистическая функция - понятно, что это объединяет его с массовой литературой. в этом разрезе мне приходят на ум так наз. рукописные девичьи рассказы, а также рассказы, которые в подростковом возрасте немало, как мне кажется, людей пишет "для себя" (к ним до какой-то степени примыкают и некоторые юношеские стихи) - а именно, я вижу родство между ними и ориджиналами - и тематическое, и по устройству.
мне кажется, для фанфикшна в какой-то мере специфично то, что в нём на первом плане и когнитивная, и гедонистическая функции одновременно, т.е. именно сочетание (что отличает его от большой части массовой литературы). понятно, что это отчасти по техническим причинам так, но, может быть, не только.
что в фэндоме по "Гарри Поттеру" не видно того, что вы называете "тусовочной повестью", - любопытный факт, конечно. мне они тоже совсем не попадались. зато есть некоторое количество фанвидео, снятого слэшерами о слэшерах, но это, конечно, из другой оперы.
no subject
** еще в фанфикшне, как мне кажется, особенно важна гедонистическая функция - понятно, что это объединяет его с массовой литературой. в этом разрезе мне приходят на ум так наз. рукописные девичьи рассказы, а также рассказы, которые в подростковом возрасте немало, как мне кажется, людей пишет "для себя" (к ним до какой-то степени примыкают и некоторые юношеские стихи) - а именно, я вижу родство между ними и ориджиналами - и тематическое, и по устройству.
В точку! Об этом я хотела писать дальше, рассматривая его как способ рефлексии и получения предсказуемого удовольствия от чтения.
** что в фэндоме по "Гарри Поттеру" не видно того, что вы называете "тусовочной повестью", - любопытный факт, конечно. мне они тоже совсем не попадались. зато есть некоторое количество фанвидео, снятого слэшерами о слэшерах, но это, конечно, из другой оперы.
Это тоже способ рефлексии референтной группы, но уже внетекстовый.
Кстати, прошу заметить, что множества слэшеров и поттероффэнов пересекаются, но не совпадают.
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
no subject
no subject
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(Anonymous) - 2011-08-14 05:28 (UTC) - Expandno subject
Хотелось бы только лучше представить, где проходит граница между "фендомом" и просто "совокупностью любителей такого-то произведения". Тут принципиальна степень взаимодействия внутри такой совокупности или что-то иное?
no subject
(no subject)
(no subject)
no subject
no subject
Как раз необходимость напистаь отзывы на ваши тексты по тем ссылкам и заставила меня взяться за упорядочивание того, что я об этом всем думаю.
Но если проще: разница между апокрифом и фанфиком - в их функции внутри общества фэнов.
Я, кстати, стараюсь писать максимально просто, без терминологии и привлечения сложных концепций.
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
no subject
(если я правильно поняла суть сообщения, я его не прочитала, а лишь пробежала взглядом, т.к. читаю френдленту за 10 дней)
no subject
(no subject)
no subject
Ассиди, вне зависимости от вашего личного отношения к ней и её текстам - один из известнейших авторов тех самых "тусовочных повестей". Но она же - один из ранних авторов вторичной прозы в стиле, который, насколько я понимаю, вы называете "фанфиковым". (Стихи у неё есть, но насколько я помню - ни одного по Толкину).
no subject
Или разница _только_ в наличии ещё и коммуникативной, проще говоря "тусовочной" функции? Но тогда, если (гипотетически) я бы написал текст по "Аватару" Кэмерона, это был бы не фанфик, поскольку я не только не состою в тусовке его фэнов, но и не имею о таковой понятия?
no subject
no subject