katherine_kinn: (me)
katherine-kinn ([personal profile] katherine_kinn) wrote2008-09-01 12:07 am

О национализме

------------------------------
Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.
В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология оказалась способной обеспечить мобилизацию населения, не взирая на классовые различия, ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.
В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью.
В России под понятием «национализм» чаще всего подразумевают этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной определённой национальности над всеми остальными (шовинизм, ксенофобия и др.)[3]. Многие проявления крайнего национализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.
(Википедия)
------------------------------

Достаточно толковая и вменяемая статья с подробным разбором всего. Аглийская статья добавляет:

------------------------------
As an ideology, nationalism holds that 'the people' in the doctrine of popular sovereignty is the nation, and that as a result only nation-states founded on the principle of national self-determination are legitimate. Since most states are multinational, or at least home to more than one group claiming national status, the pursuit of this principle has often led to conflict, and nationalism is commonly associated with war (both external and domestic), secession, and even genocide in contexts ranging from imperial conquest to struggles for national liberation.
(http://en.wikipedia.org/wiki/Nationalism)
------------------------------

Я, будучи безродным космополитом, считаю национализм разновидностью вируса мозго$бки. До поры до времени он живет как такой безобидный симбионт - видимо, это и называется здравым национализмом. В более развитой стадии это бытовой национализм, изрядная мерзость, но при наличии внешних сдерживающих сил до кровопролитий не доводящая.
Но при первых же признаках социальной напряженности, политических неурядиц и прочего симбионт начинает выедать носителям мозг.
В результате имеем погромы, этнические чистки, хорошие провозглашения независимости и плохие провозглашения независимости и прочие прелести.

Я понимаю патриотизм. Я понимаю любовь к своей стране и своему народу. Я не понимаю национализма и числю его по разряду локального безумия.
http://mareicheva.livejournal.com/551591.html - подписываюсь еще раз. В гробу я видала национальное величие и прочие фантомы.

Не могу не сказать

[identity profile] raimetyaro.livejournal.com 2008-08-31 09:10 pm (UTC)(link)
Это второй момент, по которому я с Вами абсолютно согласен. Первый был про футбол :)

[identity profile] sergeyhudiev.livejournal.com 2008-08-31 09:40 pm (UTC)(link)
Да. Именно вирус. Потом что-то провоцирует обострение, и все закружилось.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2008-09-01 02:44 pm (UTC)(link)
Сережа, а это ничего, что человек с пвирусом в голове книжку тебе помогал писать?

[identity profile] sergeyhudiev.livejournal.com 2008-09-01 06:26 pm (UTC)(link)
В том-то и дело, Оля, что если я вижу, как люди, с самого начал известные мне как люди дурные - тот же Голышев, например - делают что-то дурное, это возможно, и не вирус. Это хроника. А вот когда сталкиваешься с изъявлениями... гмм.. недружественности со стороны людей, которых хорошо знаешь, это скорее именно вирус. Я не стал отвечать на некоторые твои высказывания, однако не скрою того, что они меня огорчили. Так как я не думаю, что это хроника, я думаю, что это вирус.

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2008-09-02 02:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2008-09-02 09:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] golishev.livejournal.com - 2008-09-02 12:34 (UTC) - Expand

[identity profile] klangtao.livejournal.com 2008-09-02 05:41 am (UTC)(link)
http://klangtao.livejournal.com/142404.html

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2008-09-01 03:23 am (UTC)(link)
В принципе, я бы не стала выводить из деятельности политиков типа Де Голля обязательным следствием этнические чистки :) (то есть это правомерно, имхо, не более, чем делать христианство ответственным за появление экстремистских псевдохристианских сект).
Могу повторить то, что уже писала в ЖЖ у Курта: для меня красная лампочка загорается вот в этом месте "Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов".
Лично я полагаю, что государство - это механизм, который должен существовать с одной-единственной целью: защиты интересов именно индивида (в понимании "обывателя-по-Честертону"). Когда выше интересов обывателя ставится любая идеологизированная умозрительная надстройка с нечетко оформленными границами (будь то собственно "идея государства", "нация", "коммунизм", "либерализм", "демократия" - демократия, черт побери, это механизм, а не самоценность; и т.д.), то вот этот стоп-сигнал у меня сразу включается.
То есть я не против, если в стране есть нормально работающая парламентская демократия с разными партиями разного спектра, чтобы такая партия была "одна из". Но сама бы за такую партию голосовать никогда не стала.
Отдельный вопрос: где все эти деятели собираются проводить границу между "нацией" и "этносом"? На такие темы люди годами пишут диссертации, и все ж не приходят к единым критериям; но раз наши националисты оперируют этими понятиями, значит, наверное, они знают четкие границы и определения?
Пусть возьмут меня в качестве примера и на этом показательном примере объяснят, какой я "нации" :) (не этноса, не гражданства, а именно "нации"). Лично у меня смутное впечатление, что в данном примере сущности умножаются сверх необходимого.

[identity profile] katherine-kinn.livejournal.com 2008-09-01 08:23 am (UTC)(link)
Да, яв целом согласна. Пока вирус не вышел из стадии симбионта - ничего, нормально. Отмеченная вами граница - это как раз переход симбионта в злокачественную стадию.

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2008-09-01 05:02 pm (UTC)(link)
Мне все-таки кажется, что вы смешиваете политический национализм как идеологию и бытовую ксенофобию. Я в данном случае больше говорю про первое. Корни у этих явлений скорее разные, хотя проявления могут быть одинаково неприятны (или по-разному неприятны, в зависимости от стадии).

[identity profile] litera-s.livejournal.com 2008-09-01 08:04 am (UTC)(link)
Простите, я не понимаю - вы с одной стороны отстаиваете право территорий на отделение по национальному принципу от государств, в которые они входят, а с другой стороны называете национализм в его деятельных проявлениях нездоровым. Как так?

[identity profile] katherine-kinn.livejournal.com 2008-09-01 04:25 pm (UTC)(link)
(удивленно) Где я отстаиваю?
Я если что отстаиваю, то справедливость - раз уж, скажем, Грузия самоопределилась по нац.признаку, то самоопределение Осетии по нац.признаку должно быть принято Грузией точно так же.
Или вы признаете право на самооопределение для всех наций, или начинаете делить их на тех, которым можно, и тех, которым нельзя. Первая позиция хотя бы последовательна. Вторая лицемерна по самые уши.

Далее. Нация =/= этнос. К сожалению, у нас это понимается как тождество, но в целом население, граждане страны не являются монолитными этносом. Обычно не являются - пока радеющие за дело националисты не прошлись частым гребнем.

[identity profile] litera-s.livejournal.com 2008-09-02 03:40 pm (UTC)(link)
Так ведь раздел Союза шел не по национальному критерию, а по административным границам союзных республик. Ни одна автономная республика или область не получили самостоятельности. Ни одна из бывших союзных республик не согласилась отпустить потом какую-либо свою часть, не только Грузия. Тем более, Грузия очень многонациональна по составу, от нее бы осталось с гулькин нос, если б все желающие отделяться стали. Если уж Россия не отпустила крохотную Чечню, то к Грузии тем более странно такие претензии предъявлять.
И я по-прежнему не понимаю, если национализм в стадии сепаратизма - это нездорОво, то как можно тут говорить о справедливости вообще? Если, например, кто-то делает нечто некрасивое, разве справедливость требует, чтобы с ним поступили также некрасиво? Какая-то это ветхозаветная логика, зуб за зуб.

[identity profile] nikolamsu.livejournal.com 2008-09-01 08:52 am (UTC)(link)
+5.
Вирус, наряду с другими подобными "гениальными" идеями позднего модерна.

[identity profile] kurt-bielarus.livejournal.com 2008-09-01 08:59 am (UTC)(link)
"Считаю любовь между мужчиной и женщиной разновидностью вируса. До поры до времени она живет как безобидный симбионт. В более развитой стадии это разновидность безумия, которая выедает носителям мозг. В результате имеем ссоры, злые слова и убийства на почве ревности и соперничества".

Тоже самое атеисты могут сказать о христианстве. Собственно Могултай и Эльтекке уже говорили.
И так далее.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2008-09-01 02:43 pm (UTC)(link)
Двойной стаднарт, Курт. Забей.

Дружить по-русски - это, кажется, означает сегодня "мы можем вас обзывать и обвинять в безумии, а вы ради дружбы с нами обязаны терпеть".

Однажды ведь просто заебёмся терпеть, ив сё.

[identity profile] el-d.livejournal.com 2008-09-01 03:51 pm (UTC)(link)
"Дружить по-русски"... да?

С уважением,
Антрекот

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2008-09-02 02:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lynx9.livejournal.com - 2008-09-02 05:32 (UTC) - Expand

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] rinel.livejournal.com - 2008-09-02 08:05 (UTC) - Expand

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2008-09-02 09:48 (UTC) - Expand

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2008-09-01 04:47 pm (UTC)(link)
*** Дружить по-русски

Предлагаю сразу назвать нас маскалями :) Это будут новости этнографии :)
Оль, по-моему, ты обижаешься не по делу. Лично я ни в каком безумии никого не обвиняла, а говорила о своем несогласии с определенной идеологией по определенным пунктам.

[identity profile] mareicheva.livejournal.com 2008-09-01 05:14 pm (UTC)(link)
Разве Кэтрин оговорила, что к русскому национализму она относится иначе?

(no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2008-09-02 02:21 (UTC) - Expand

[identity profile] http://users.livejournal.com/_celebrin_/ 2008-09-01 03:43 pm (UTC)(link)
Не говоря уж о том, что и космополитизм тоже можно признать разновидностью вируса :-)

[identity profile] katherine-kinn.livejournal.com 2008-09-01 04:28 pm (UTC)(link)
Так на то есть старый проверенный рецепт: "Що занадто - то не здраво". перешел границу - и привет, добродетель превращается в грех, симбионт - в раковую опухоль и т.д.

[identity profile] kurt-bielarus.livejournal.com 2008-09-02 06:19 am (UTC)(link)
Так у тебя любой национализм - "не здравый".

[identity profile] katherine-kinn.livejournal.com 2008-09-01 04:29 pm (UTC)(link)
Ну таки это правда - иначе откуда брались бы эти все страшные трагедии на почве ревности и фофудьи разного клаибра?
А МОгултай и его альтер-эго говорили немного другое.

[identity profile] naiwen.livejournal.com 2008-09-01 04:59 pm (UTC)(link)
А в чем, собственно, проблема? В том, что люди вообще грешны и грешная человеческая природа искажает и лучшие чувства, и неплохие изначально идеи? Констатация этого факта вас, как христианина, обижает? Да не может быть!
К этому треду: http://kurt-bielarus.livejournal.com/624072.html
"Конечно, тут у националистов бывает по-разному. Собственно, как и у всех остальных.
Фанатики от национализма встречались в 20 веке с такой же частотой, как в 16 веке - фанатики от католичества или кальвинизма".
Естественно. Я, собственно, об этом и говорила - именно потому, что "бывает по-разному" (а люди вообще грешны), лучше не абсолютизировать какие-либо умозрительные идеи. Речь даже не о конкретной практике в конкретных случаях, а об опасности духовной подмены - своего рода искушении фетишем. В этом смысле, с моей точки зрения, "христианский национализм" - это своего рода оксюморон; Христос и "нация" ставятся на один уровень, что для верующего христианина мне кажется недопустимым.
А о вирусах я, заметим, ничего не говорила, и обижаться на мои слова вроде бы не за что. Если, конечно, не ставить целью весь мир и всех окружающих сделать националистами :)

(no subject)

[identity profile] rinel.livejournal.com - 2008-09-01 19:56 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] naiwen.livejournal.com - 2008-09-03 03:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] naiwen.livejournal.com - 2008-09-03 03:25 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] naiwen.livejournal.com - 2008-09-03 02:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[personal profile] indraja - 2008-09-03 13:10 (UTC) - Expand

[identity profile] rinel.livejournal.com 2008-09-01 07:54 pm (UTC)(link)
Если ревность вплоть до убийства, то это что угодно, только не любовь. Страсть, собственничество, и так далее. ЧТД.

(no subject)

[identity profile] rinel.livejournal.com - 2008-09-02 08:03 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rinel.livejournal.com - 2008-09-02 08:18 (UTC) - Expand

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2008-09-02 09:50 (UTC) - Expand

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] rinel.livejournal.com - 2008-09-02 10:01 (UTC) - Expand

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2008-09-02 10:57 (UTC) - Expand

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] rinel.livejournal.com - 2008-09-02 11:04 (UTC) - Expand

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] morreth.livejournal.com - 2008-09-02 12:16 (UTC) - Expand

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] rinel.livejournal.com - 2008-09-02 12:25 (UTC) - Expand

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] katherine-kinn.livejournal.com - 2008-09-02 14:21 (UTC) - Expand

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] katherine-kinn.livejournal.com - 2008-09-02 14:21 (UTC) - Expand

(frozen comment) (no subject)

[identity profile] katherine-kinn.livejournal.com - 2008-09-02 14:22 (UTC) - Expand

[identity profile] lynx9.livejournal.com 2008-09-02 05:31 am (UTC)(link)
Соглашусь с Кагеро выше по треду.

Вопрос к тексту

[personal profile] ramendik 2008-09-05 03:44 pm (UTC)(link)
А как ты относишься к еврейскому национализму? Разумеется, я не про мифических жыдомасонофф. "Это _наша_ земля, включая Газу, иудею и Самарию" - так считают многие наши общие знакомые, причём под "наша" понимается прежде всего не государство Израиль, а именно еврейский народ, нация.

Это тоже вирус?