katherine-kinn (
katherine_kinn) wrote2008-01-30 08:32 am
Entry tags:
О пользе истории партии
http://scholar-vit.livejournal.com/159788.html
http://cheeha.livejournal.com/32348.html
Добавлю от себя. Я училась уже во времена перестроечные, после апрельского пленума 1986 года. Но в очень консервативном по части идеологии институте. Однако никто не мешал нам читать и конспектировать Ленина. А если читать подряд, то крыша едет - потому что Ленин писал кратко и доходчиво, в расчете на среднюю массу, и всегда в соответствии с моментом. Особенно послереволюционные письма и статьи красноречивы. По ним и полемика восстанавливалась, и позиции сторон. А стиль ленинской полемики - это нечто поразительное. Перевирание тезисов оппонентов, фигурное цитирование, заклинательные ругательства и прочее из того же арсенала.
Плюс если добавить к этому хроникальные книжки типа "Как закалялась сталь" (там времена "дискуссии с троцкистами" и чисток даже не урезаны), то кратинка складывается. Так что официальное движение "Назад, к Ленину, прочь от сталинских искажений" выглядело несколько идиотически. Сталинский "Краткий курс" в библиотеке был, тоже занимательное чтение.
А вот с чтением стенограмм съездов у меня вышел анекдот. Дело в том, что в библиотеке институтской были стенограммы последних съездов - которые после XXго. И если 22-й еще можно было читать и он соотносился с известной мне реальностью, 27-й тоже имел внятные куски, то 24-й, 25-й и 26-й - натурально были концертом речекряков. У меня это был первый случай, когда из толстенного тома в голове не осталось ничего.
http://cheeha.livejournal.com/32348.html
Добавлю от себя. Я училась уже во времена перестроечные, после апрельского пленума 1986 года. Но в очень консервативном по части идеологии институте. Однако никто не мешал нам читать и конспектировать Ленина. А если читать подряд, то крыша едет - потому что Ленин писал кратко и доходчиво, в расчете на среднюю массу, и всегда в соответствии с моментом. Особенно послереволюционные письма и статьи красноречивы. По ним и полемика восстанавливалась, и позиции сторон. А стиль ленинской полемики - это нечто поразительное. Перевирание тезисов оппонентов, фигурное цитирование, заклинательные ругательства и прочее из того же арсенала.
Плюс если добавить к этому хроникальные книжки типа "Как закалялась сталь" (там времена "дискуссии с троцкистами" и чисток даже не урезаны), то кратинка складывается. Так что официальное движение "Назад, к Ленину, прочь от сталинских искажений" выглядело несколько идиотически. Сталинский "Краткий курс" в библиотеке был, тоже занимательное чтение.
А вот с чтением стенограмм съездов у меня вышел анекдот. Дело в том, что в библиотеке институтской были стенограммы последних съездов - которые после XXго. И если 22-й еще можно было читать и он соотносился с известной мне реальностью, 27-й тоже имел внятные куски, то 24-й, 25-й и 26-й - натурально были концертом речекряков. У меня это был первый случай, когда из толстенного тома в голове не осталось ничего.

no subject
no subject
Благозвучие перевешивало все остальные соображения, кроме ясности
смысла. Когда надо было, регулярность грамматики неизменно приносилась ему
в жертву. И справедливо -- ибо для политических целей прежде всего
требовались четкие стриженые слова, которые имели ясный смысл,
произносились быстро и рождали минимальное количество отзвуков в сознании
слушателя. А от того, что все они были скроены на один лад, слова В только
прибавляли в весе. Многие из них -- ангсоц, злосекс, радлаг, нарпит,
старомысл, мыслепол (полиция мыслей) -- были двух- и трехсложными, причем
ударения падали и на первый и на последний слог. Они побуждали человека
тараторить, речь его становилась отрывистой и монотонной. Это как раз и
требовалось. Задача состояла в том, чтобы сделать речь -- в особенности
такую, которая касалась идеологических тем, -- по возможности независимой
от сознания. В повседневной жизни, разумеется, необходимо -- по крайней
мере иногда необходимо -- подумать, перед тем как заговоришь; партиец же,
которому предстояло высказаться по политическому или этическому вопросу,
должен был выпускать правильные суждения автоматически, как выпускает
очередь пулемет. Обучением он подготовлен к этому, новояз -- его орудие --
предохранит его от ошибок, фактура слов с их жестким звучанием и
преднамеренным уродством, отвечающим духу ангсоца, еще больше облегчит ему
дело.
Облегчалось оно еще и тем, что выбор слов был крайне скудный. По
сравнению с нашим языком лексикон новояза был ничтожен, и все время
изобретались новые способы его сокращения. От других языков новояз
отличался тем, что словарь его с каждым годом не увеличивался, а
уменьшался. Каждое сокращение было успехом, ибо чем меньше выбор слов, тем
меньше искушение задуматься. Предполагалось, что в конце концов
членораздельная речь будет рождаться непосредственно в гортани, без участия
высших нервных центров. На эту цель прямо указывало новоязовское слово
"речекряк", то есть "крякающий по-утиному". Как и некоторые другие слова В,
"речекряк" имел двойственное значение. Если крякали в ортодоксальном
смысле, это слово было не чем иным, как похвалой, и, когда "Таймс" писала
об одном из партийных ораторов: "идейно крепкий речекряк", -- это был
весьма теплый и лестный отзыв.
no subject
http://ailev.livejournal.com/551901.html?style=mine
no subject
no subject
Аналогично
no subject
Сдавали же мы истпарт интересно. Наш препод очень любил девушек в белых кофточках. За белую кофточку была гарантирована хотя бы четверка, а если хоть пару фраз произнесешь - то пятерка. Без белой кофточки нельзя было рассчитывать выше, чем на тройку. Ну и вообще он любил типа раскованных девушек, с обилием косметики и украшений. Поэтому на экзамен марафетились как могли, а общежитские девушки старательно одалживали друг у друга белые кофточки. У меня была белая кофточка с оборками на воротнике и красным кантиком, благодаря ей я дважды сдала истпарт на пять :))
Наш курс был последний, который сдавал госэкзамены по истории КПСС. Поскольку я с последнего курса ушла, а через год восстановилась на заочном, то я уже этот госэкзамен не сдавала. Одновременно отменили и "научный коммунизм".
no subject
В этом, кстати, гигантская проблема изучения Гражданской войны и истории СССР 1920-30-х - люди не хотят изучать истпарт и ужасно примитивизируют причины явлений. А вообще необходим новый истпарт - без него понять историю СССР невозможно в принципе.
no subject
Товарищ Сталин - тот проще, его тексты просты до предела, все выводы разбиты на одномерные цепочки - короче, грамотно так сделано. Поэтому его конспектировать невозможно, разве что эпитеты повыбрасывать.