katherine_kinn: (Default)
katherine-kinn ([personal profile] katherine_kinn) wrote2004-12-13 11:25 pm

К вопросу о творчестве в фэндоме...

Тут недавно Раиса написала верное замечание о том, что в толкинистской тусовке (фэндоме) так называемое "творчество" - это способ получить статус. Поэтому "творческость" становится для многих самоцелью - отсюда и жалобы пленных турок на жетсокость критиков, творчески убивающих нежные и неокрепшие души юных стихотворцев и все остальное.
Некто Кэл ([livejournal.com profile] kel_ выступил там же на тему: это все завышенные требования к творчеству виноваты, душевность пропала., а злые критики разрушают атмосфэру, давят твочреские импульсы и вообще, бедные-бедные новички (здесь и здесь...

Это было предисловие.
Мне страдания Кэла (или Кэл? неважно) совершенно непонятны. Я не вижу ни требований:"Твори, зараза!", обращенных к бедным фэндомцам, ни злых "стариков", которые эдак свысока разглядывают бедные молодые дарования и требуют от них профессионализма. В авторитет, зарабатываемый исключительно писанием-рисованием, я тоже не верю.
В затруднение поиска единомшыленников позвольте. Кэл, не поверить.
Люди читают Толкина, ищут единомышленников - рано или поздно знакомятся с достаточно большим количеством людей. С появлением Интернета этот процесс облегчился до предела.
Единомышленники не хвастаются друг перед другом своими достижениями - они обсуждают то, что им нравится, обмениваются своим видением книги... и этого довольно. Потом вокруг этого наматываются дружбы-недружбы, компании, теплые и холодные отношения... Но ищут-то не отношений в первую очередь!
Вернее, не так. Есть люди, которые ищут в первую голову отношений. Они часто одержимы "психологическим голодом" (с) Кэл. Я многократно видела таких. Те из них, кто иногда пользовался головой по назначению, не позволял своему голоду, желанию признания и так далее смущать окружающих. Их тоск апо общению становится видна не сразу, не для всех, а иногда и вовсе не видна. Они больше внимания уделяют действительно теме общения - в нашем случае книгам Толкина.
Те же, кто именно что одержим - жалкое зрелище. Отталкивающее. Они навязчивы. Они рвутся услужить тем, кому хотят понравится. Они берут громкие псевдонимы и сногсшибательные "квэнты", желая привлечь к себе внимание. Они как тот Пэтрик, о котором писал Камышовый Кот в послании в защиту "нолдора Гилторона". Их жалко. Они отталкивают именно неприкрытой, пиявочной жаждой общения, похвалы, славы, власти... Ниенна одно время не знала, куда деваться от экзальтированных поклонниц и поклонников. которые чуть ли не на коврике в прихожей готовы были ночевать. И что с ними делать. К тому же Ниенна обладает нехилым магнетизмом и обаянием, так что это был ужас-ужас-ужас...
Между этими двумя состояниями есть много градаций. Одну из них - сочетание жажды признания с конформизмом и демонстрирует Кэл. Это неправильная позиция.

[identity profile] shaggy.livejournal.com 2004-12-13 08:27 pm (UTC)(link)
Знаешь, меня тут удар схватил. Почитай мой пост повыше.

[identity profile] lemura.livejournal.com 2004-12-13 08:57 pm (UTC)(link)
Шагги, плюнь. Ну, есть такие люди... Как у Бажова: "Кои ложку в ухо несут, и которых ничему не научишь"(с).

[identity profile] alan-christian.livejournal.com 2004-12-14 12:00 am (UTC)(link)
Ой, посмотрел. Надо ж.
Но если это не твой друг или бывший друг, то расстраиваться не о чем. Ты ж не столдолларовая банкнота, чтобы всем нравиться.

А стихи просто слабые. Таких стихов на свете очень много, и если бы их было меньше, никто бы не заметил. Кроме автора.
Плюнь.

[identity profile] lair.livejournal.com 2004-12-13 10:22 pm (UTC)(link)
http://www.livejournal.com/users/lair/493034.html

[identity profile] khathi.livejournal.com 2004-12-13 10:52 pm (UTC)(link)
См. старую Лукьяненковскую статью "Ушибленные одиночеством" (http://www.rusf.ru/lukian/books/ushiblennye_odinochestvom.htm). В чём-то очень близко, хоть и про крапивоидов.

[identity profile] silhiriel.livejournal.com 2004-12-14 01:12 am (UTC)(link)
Не знаю, я никогда не могла понять нежелания выкладываться в любимом деле при яростном самооправдании. Не хочется быть профессионалом? Будь дилетантом. Но странно обвинять других в стремлении к вершине и желании планки -- ведь профессионалы-то свою славу заслуживают, умением и вложенными усилиями. Все честно...

[identity profile] estera.livejournal.com 2004-12-14 01:11 pm (UTC)(link)
Беда тут, ИМХО, в другом. Да, некое стремление к профессионализации есть, и это хорошо. Хуже то, что "профессионалы" и "дилетанты" (оба слова намеренно в кавычках) сосуществуют в одном пространстве и что каждая группа судит другую по своим меркам.

"Профессионал" считает "дилетанта" лентяем, желающим легко и незатратно получить статус среди таких же, как он, или, может быть, пытается его "строить", учить. "Дилетант" же недоумевает, чем "профессионалу" не угодили ляпы в его дилетантском рассказе и зачем вообще нужна критика, ведь ему приятно было писать, найдутся те, кому приятно будет читать, а кому неприятно, тот пусть и не читает. И вообще, мол, мы тут отдыхаем, а вы нам отдых портите.

Но, что характерно, правы-то и те и те. Пока сидят по своим кружкам и чуланчикам, не влезая на чужую территорию. Никто в здравом уме не станет упрекать парнишку, занимающегося в шахматном кружке районного дома культуры, что он не играет как Гарри Каспаров. Но и парнишка этот не будет обижаться, что его не берут на чемпионат мира.

А в фэндоме (хотя ситуация сейчас меняется, для графоманов вон целый fanfic.ru есть...) все топчутся на одном пятачке: и любители, которым просто нравится что-то для себя писать, и их друзья, которым важнее факт, что стих написал твой друг, чем качество самого стиха, и люди, к своему творчеству относящиеся всерьез и желающиеся совершенствоваться, и любители поэзии, которым все равно, кто написал, лишь бы было хорошо написано. И все фатально друг друга не понимают.

(Anonymous) 2004-12-14 01:55 pm (UTC)(link)
Именно. В этом-то и проблема...

[identity profile] silhiriel.livejournal.com 2004-12-14 10:45 pm (UTC)(link)
Согласна, но вот что хотела бы уточнить -- мне кажется, "профессионалам" более всего неприятно не то, что кто-то пишет по углам, а то, что "дилетанты" не понимают, почему они не котируются так же высоко. Как говорит Кинн -- хочешь выносить свои вещи на суд людской? Будь готов к суду. Хочешь -- найди единомышленников и им показывай. А публикация (будь то на собственном сайте, в сборной солянке или ЖЖ) -- сравнима с заявкой на чемпионат мира, и если не умеешь играть -- пойми, что другие сочтут это не трогательной наивностью, а нахальством.

Но более того -- я не понимаю, почему нужно относиться к творчеству как средству приобретения статуса. И такую логику -- "статусно так делать, так что мы делаем, иначе никак, и как вы смеете нас ругать, если мы играем по вашим правилам, по которым статусно так делать" -- не понимаю. По-моему, это проблема на пустом месте.

[identity profile] estera.livejournal.com 2004-12-15 12:44 pm (UTC)(link)
А публикация (будь то на собственном сайте, в сборной солянке или ЖЖ) -- сравнима с заявкой на чемпионат мира,

Вот почему я и говорю про непонимание, а не про нахальство. Ведь кто-то считает личный сайт или ЖЖ тем самым "своим углом", в который нагло лезут злобные критики. И аналогия тут у них будет уже другая. Идет профессор консерватории по двору и видит компанию, хриплыми голосами орущую шансон. Подходит к ним и начинает критиковать, а в конце концов советует: "Не хотите, чтоб я вас критиковал, - не пойте там, где я хожу". Ответ тому профессору, думаю, вполне себе ясен и правомерен.

А что до статусных соображений - не знаю и знать не хочу, и проблемы никакой не вижу. Да, есть такое явление, что молодежь, приходящая в тусовку и до той поры ни строчки не срифмовавшая, усиленно начинает что-то графоманить (видимо, чтобы не отстать от товарищей) и немного свысока посматривает на тех своих друзей, кто не пишет, - но мне оно не по фигу ли?

[identity profile] katherine-kinn.livejournal.com 2004-12-15 12:59 pm (UTC)(link)
Нет, Эстера, те люди, о которых я говорю (и о которых тут вообще идет разговор) хотят запретить вот такую ситуацию:
Профессор консерватории прошел мимо шансонеток и пожаловался консеьржке: "Что ж они вопят-то так, как мартовские коты!"

[identity profile] bvi.livejournal.com 2004-12-14 04:07 am (UTC)(link)
Вы очень суровы. Жизнь многогранна и тоже сурова. Вот я всю жизнь, как Кандид из "Улитки на склоне", страдаю от одиночества. Уже давно нет жажды признания, а поиск единомышленников не прекращается. Может быть, это на грани мании. Но ведь на самом деле их так мало! И как это радостно, когда таковые находятся.

[identity profile] tanvika.livejournal.com 2004-12-14 09:17 am (UTC)(link)
А по-моему, Кэл не совсем о том. Помнишь, как мы в 94м сокрушались, что куда-то делось ощущение поиска и нахождения новых "людей по себе". И когда в 95м вдруг пошел приток интересной молодежи (которые нынче тоже уже глядят в "старики") - как это всколыхнуло. Так вот, по-моему, он не о "злых стариках" и критиканах, а о страхе обломаться, что не найдешь людей, тебя понимающих. Позиция его, может быть, неверна только в том, что он задал себе изначально неверные критерии поиска единомышленников.

[identity profile] nartin.livejournal.com 2004-12-14 01:04 pm (UTC)(link)
/me очень грустно. /me в последнее время для облегчения жизни своей нервной системе очень-очень хочет заиметь гранатомет и запас боеприпасов :(