katherine_kinn: (Default)
katherine-kinn ([personal profile] katherine_kinn) wrote2004-05-04 07:44 pm
Entry tags:

Музыка и пение

По "Культуре" - концерт Олега Погудина.

Я терпеть не могу, когда романсы и эстрадные песни поют оперные певцы - за редкими исключениями вроде Георга Отса, Алибека Днишева или Дмитрия Хворостовского. Романс не требует всей мощи оперного звука, он интимен, разговорен. Его напевают, а не поют. Он артистичен - а не колоратурен. В нем слова и музыка уравновешены, в нем нет места игре голоса и фиоритурам.

Погудин поет именно так. Несильный, но красивый голос, обаяние и артистизм, внимание к тексту, уместный аккомпанемент - не фортепиано, а гитара, виолончель, скрипка, аккордеон...
Сегодня он поет старые советские песни - городской романс, ретро. Любимые песни моего отца - я помню их с детских лет, с праздничных застолий. И отец негромким тенорком выводит:

"Когда весна придет - не знаю.
Пройдут дожди, сойдут снега...
Но ты мне, улица родная,
и в непогоду дорога..."

На фоне этих простых, мелодичных, душевных песен современная эстрада выглядит не просто убого - размалеванные помоечные шуты и шутицы, безголосые кривляки. Кто из них может выйти и спеть без звукооператора, фонограммы и микрофона "Скажите, девушки, подружке вашей...", а потом "У леса на опушке жила зима в избушке..." - и без перехода "Я встретил вас, и все былое...", как Эдуард Хиль? А без натужного пафоса и наигранной жизнерадостности - "Я люблю тебя, жизнь", как пел ее Георг Отс, великий баритон, равно сиявший в опере, оперетте и на эстраде?
Кто из них способен спеть простые слова - "О любви немало песен сложено. Я спою тебе, спою еще одну"?
Никто. И это приговор нынешней эстраде.

Спустя пять минут:
Погудин поет "Я люблю тебя, жизнь". Не копируя Отса ничуть. Нет, есть все-же преемственность. Есть музыканты и певцы, которые глубоко понимают романс и песню.
Еще бы новых поэтов и композиторов, которые унаследовали бы традицию Пахмутовой и Добронравова, Марка Фрадкина, Николая Доризо и прочих.

"Так ликуй и вершись
В трубных звуках весеннего гимна!
Я люблю тебя, жизнь,
и надеюсь, что это взаимно".

[identity profile] shoshana-flor.livejournal.com 2004-05-04 09:27 am (UTC)(link)
Романсы и эстраду - это полбеды. Настоящая беда - это когда в маааленьком таком храме (скажем, в капелле у кармелиток) появляется человек с хорошо поставленным оперным голосом...

[identity profile] katherine-kinn.livejournal.com 2004-05-04 09:40 am (UTC)(link)
...Ангмариэль? И перекрывает хор?
Чистой воды неуважение и наплевательство. В Св.Людовик тоже ходит толпа народу с прекрасными голосами - но почему-то считают нужным петь в унисон с регентом, а не демонстрировать свои вокальные данные.

Ну зачем же пальцем тыкать? :)

[identity profile] shoshana-flor.livejournal.com 2004-05-04 09:49 am (UTC)(link)
Там нет хора, в том и дело. В смысле - регента нет. Есть полтора десятка сестер и более-менее столько же мирян. Которые таки что-то поют, уж как умеют (ну хоть "Аминь", скажем, распевается).
Причем человек, кажется, совершенно искренне не собирается ничего "демонстрировать", а пытается для Господа "сделать красиво". Красиво-то выходит, не буду спорить...

[identity profile] krava.livejournal.com 2004-05-04 01:18 pm (UTC)(link)
Да, действительно, чудесные песни. И голоса те, слушая в записях - в mp3, очень хороши.

Кто может спеть... я могу спеть. :)

[identity profile] noliya.livejournal.com 2004-05-04 03:36 pm (UTC)(link)
да, Погудин - это совершенно особое явление нашей эстрады
я, признаться, не люблю у него некоторые манеры - но когда смотришь это вживую, это очарование, этот голос...